ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Поскольку среди вас находится немало таких, кому по душе музыка в стиле РЭП, она популярна, слушается в машинах, на телефонах, в наушниках, да и на дискотеках и в клубах, счел необходимым вас просветить и рассказать о РЭПе и истории создания его, а также какие виды и стили входят в него.
Уверен, что для многих это будет своего рода открытием, поскольку точно знаю, что во всех подробностях и деталях мало кто из вас знает! Да и познавательно и полезно!
В далёком 1972 году популярный итальянский актёр, певец и композитор Адриано Челентано впервые представил слушателям композицию с удивительным названием «Prisencolinensinainciusol».
Песня имела не только странное заглавие, но и содержание, которое было наполнено ничего не обозначающими вымышленными словами. Помимо того, необычным было и само исполнение композиции, так как певец слова не пропевал, а проговаривал под музыку.
Тогда ещё никто даже не подразумевал, что через десять лет подобное исполнение возродиться в Америке, поначалу ради развлечения и удовольствия, а затем станет одной из важных составляющих не только суперпопулярного хип-хопа, но и других музыкальных жанров.
ЧТО ТАКОЕ РЭП?
В английском языке слово рэп имеет несколько толкований и может быть переведено как стук, удар или разговор. Однако у него есть ещё одно значение - это ритмический речитатив: приём, который применяется в композициях многих музыкальных жанров. Рэп может зачитываться под любую музыку, будь то нежная романтическая мелодия или быстрый и грубый бит. Правда, в нынешнее время весь музыкальный фон, на который он накладывается, называется битом, хотя на самом деле это слово обозначает барабанно-басовую партию минусовки, определяющую ритм.
В перкуссии для рэпа важную роль играют: бас барабан – ударный инструмент низкого звучания и малый барабан – снейр. Кроме того, на слабых долях, то есть в бэкбите рэповых композиций, возможно использование различных элементов, например таких, как свистки и цепи. Также стоит обратить особое внимание на два специфических компонента музыкального оформления рэпа – это «скретчинг» (иголка у проигрывателя специально подталкивается так, что царапает пластинку и издаёт при этом скрипучий звук), а также «сэмплинг» (подбор и соединение коротких отрезков ранее сочинённых мелодических композиций).
Тексты рэпа очень разнообразны, так как охватывают любую тематику от любви до политики. Они все взяты из повседневной жизни и повествуют о людских радостях и печалях, успехах и неудачах. Рифмование в рэпе имеет несколько разновидностей, среди которых стоит особо отметить:
• глагольную рифму;
• квадратную;
• акцентную (на созвучия);
• внутреннюю;
• начальную;
• двойную (даблраймы);
• тройную (триплраймы);
• полнострочную (панторифму);
• плотную рифмовку.
Исполнитель, читающий рэп, называется рэпер или МС – аббревиатура, которая расшифровывается как «мастер церемонии».
ПОПУЛЯРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
MC HAMMER
«U Can’t Touch This». Эта песня относится к лучшим хитам популярного американского рэпера, суперзвезды девяностых годов Эм-си Хаммера. Несмотря на то, что композиция была записана в необычных условия, а именно в передвижной студии, она приобрела такой успех, что помогла третьему студийному альбому исполнителя разойтись тиражом более 10 миллионов экземпляров, а самому Хаммеру подняться во многих мировых чартах на высшую строчку.
Композиция знаменитого американского рэп-музыканта Эминема, появившаяся в 2002 году, изначально являлась саундтреком к фильму-драме «8 миля», в котором певец исполнил главную роль. Через некоторое время песня, выпущенная синглом, стала одним из лучших хитов певца и завоевала большое количество наград. Например, в следующем году как «Лучший саундтрек» она удостоилась кинопремии «Оскар». Композиция своего рода рекордсменка, так как продержалась в чартах на первой позиции более 2-х месяцев.
Этот сингл открывает шестой студийный альбом американского музыканта Лила Уэйна, который на сегодняшний день пожалуй является самым популярным рэп-исполнителем. Композиция сразу стала пользоваться большим успехом и распродавалась в таком большом количестве, что несколько раз была отмечена платиновым статусом, а в 2009 году получила премию «Грэмми».
На создание данной композиции у успешного американского рэпера Канье Уэста ушло 5000 часов и это неспроста, так как он поставил перед собой цель создать нечто такое, что будет вдохновлять слушателей. Уэсту это удалось. Песня, исполненная вместе с соул-исполнителем Dwele, сразу получила положительные оценки от разных изданий и во всевозможных чартах заняла высокие строчки как лучшая композиция. Помимо того, впоследствии дважды в США она становилась платиновой.
РАЗНОВИДНОСТИ РЭПА
Поскольку рэповский стиль с момента появления является одним из самых популярных, то вполне естественно, что в процессе его развития возникло невероятное множество различных направлений, каждое из которых имеет свою историю, характерные особенности и исполнителей. Иногда непосвященному слушателю трудно определить, к какому типу относится та или иная композиция, однако преданные фанаты очень хорошо в этом разбираются. Вот некоторые из музыкальных видов данного жанра.
• Альтернативный рэп (Alternative Rap) – для исполнителей данной разновидности жанра не характерно строгое следование стандартам стиля. В своих композициях они успешно синтезируют рэп с элементами таких направлений популярной музыки как джаз, соул, регги и фолк. Среди наиболее известных исполнителей стоит отметить Канье Омари Уэста(Tyler, the Creator), Яна Бэвитца (Aesop Rock), а так же группы«Outkast», «Gorillaz», «Flobots».
• Британский рэп (British Rap) – этот поджанр появился в Великобритании и далее Европы никогда не распространялся. Первоначально англичане взяли за основу звуковые комбинации американской группы «Враг общества» (Public Enemy), композиции которой отличались текстами на политическую тематику. Затем исполнители стали добавлять в музыку хлопающие и очень низкие басовые звуки. В результате возник стиль, который по восприятию оказался тяжелее, чем его американский прародитель. Исполнители: Dizzee Rascal, Roots Manuva, Lethal Bizzle, Riz MC. Группы «Massive Attack», «Young Fathers».
• Комедийный рэп (Comedy Rap) - композиции этого направления предназначаются для увеселения. Они отличаются не только юмористическим, но и интеллектуальным содержанием. Исполнители: Biz Markie, Eminem, Hopsin. Группы: «The Lonely Island», «Beastie Boys».
• Гангста-рэп (Gangsta Rap) – это направление рэпа, получившее развитие в конце 80-х годов отличается особой мрачностью. Оно выделяется среди своих собратьев по жанру агрессивностью звучания, а так же применением в композициях в большом количестве нецензурной лексики. В текстах, наполненных криминальным содержанием, делается акцент на насилии и грабежах, в общем, на том, что называется преступным образом жизни. Группы, выступающие в этом стиле, постоянно привлекают внимание органов правопорядка, а их альбомы попадают под запрет, но тем не менее это направление рэпа является одним из самых коммерчески успешных. Исполнители: Notorious B.I.G., Тупак Шакур, Ice Cube. Группы: «Geto Boys», «Bloods & Crips», «Young Soldierz».
• Рэп Восточного побережья (East Coast Rap) – трамплином для развития этого направления была Old School («Старая школа»). По мере развития стиля, который становился очень многоликим, «Рэп Восточного побережья» в 80-е годы занимал доминирующие позиции. Он отличался профессионализмом не только в музыкальном оформлении, но и в текстовом наполнении, то есть его художественная форма была целостно продуманна. Исполнители: Afrika Bambaataa, Slick Rick, Kurtis Blow. Группы: «Eric B. & Rakim», «Boogie Down Productions», « The Sugarhill Gang».
• Джаз-рэп (Jazz-Rap) – направление, появившееся во второй половине 80 – х годов, явилось результатом синтеза афро-американской музыки родившейся в начале века и рэпа – современного стиля, превалирующего в последней четверти двадцатого столетия. Ритмы данного стиля были заимствованы из рэпа, а звуковая текстура – из музыки джазовых стилей. Исполнители: Akua Naru, Kero One. Группы: «A Tribe Called Quest», «Jungle Brothers», «De La Soul», «Gang Starr».
• Латинский рэп (Latin Rap) – стиль, в музыке которого преобладают признанные латино-американские ритмы, а тексты читаются не только на английском, но и испанском языке. Это направление пользуется популярностью не только в США, но и в испаноязычных странах, а так же странах Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки. Исполнители: Mellow Man Ace, Кид Фрост, Группы: «Latin Alliance», «The Beatnuts».
Помимо этих направлений рэпа существуют ещё и такие виды как Contemporary R&B, Dirty Rap, Dirty South, Foreign Rap, Funk, G-Funk, Hardcore Rap, Narco-Rap, Old School Rap, Party Rap, PoliticalRap, Pop-Rap, Ragga, Rhytm'n'Blues, Southern Rap, Underground Rap и другие.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Речитатив, является одним из основных составляющих рэпа. Этот термин, обозначающий музыкальную речь, впервые появился в оперном искусстве. .
Слово recitare с итальянского языка означает декламирование или чтение вслух. Оперные певцы очень уважительно относятся к речитативу, так как считают, что именно в нём, а не в пении, можно передать весь накал страстей.
• В самом начале возникновения музыкальных рэперских стилей исполнители в качестве фона, на который накладывался речитатив, использовали незамысловатое постукивание различными предметами либо вокальную перкуссию, то есть бит-бокс.
• Популярные рэперы, собирая большие аудитории, считаются одними из самых коммерчески выгодных артистов. Так в частности Доктор Дре в 2012 году смог заработать сто десять миллионов долларов.
• Несмотря на то, что рэп является лишь способом исполнения, который применяется в различных музыкальных стилях, многие всё равно считают его отдельным жанром. Истина в том, что танцевальным стилем хип-хопа является брейк-данс, изобразительным - граффити, так почему же рэп нельзя назвать музыкальным жанром данной субкультуры?
• Исполнители рэпа неоднократно попадали в книгу мировых рекордов Гиннесса. Например, в 1992 году имя американского рэпера Twista было занесено в неё как самого быстрого рэпера: за 55 секунд он смог прочитать речитативом 598 слогов.
Затем в 2008 году туда попало имя испанца Доминго Морено: в одну минуту испанец уложил 921 слог. Однако на сегодняшний день самым скоростным рэпстаром является исполнитель, который родился в Турции - Билгин Озчалкан.
Было просчитано, что за две с половиной минуты он воспроизвёл 1267 целых слов.
• Рэп в мире с каждым годом набирает всё большую популярность, ведь именно рэперы рассказывают о проблемах, которые возникают у людей в различных сложных ситуациях. Не всем государственным правительствам нравится бурный взлёт этого жанра, например, на китайском телевидении запретили выступления представителей ряда субкультур и в первую очередь рэп-исполнителям. Аргументация сводится к тому, что люди на телеэкранах не должны видеть вульгарных артистов с сомнительной репутацией и не достаточно высоким моральным обликом.
• Темы для своих композиций рэп-исполнители выбирают очень разнообразные, но иногда они бывают весьма, несуразные, например: «Пускать мыльные пузыри», «Провести выходные в спа-центре», «Искупаться ночью голышом», «Попробовать блюдо, которое вызывает страх», «Объесться клубникой».
• Как не странно, но рэп в СССР появился уже в 80-е годы прошлого столетия. В 1984 диджей Сергей Минаев сочинил и исполнил композицию «Карнавал», в которую вставил элементы рэпа.
В том же году куйбышевский диск-жокей Александр Астров и группа «Час пик» записали первый рэп-альбом на русском языке.
В нынешнее время рэп в нашей стране процветает и представлен не одной сотней исполнителей, рейтинги которых растут с каждым выпущенным альбомом. Среди наиболее популярных на сегодняшний день стоит отметить таких рэперов как Тимоти, Баста, Guf, Джиган, Мот и группу «Каста».
ИСТОРИЯ РЭПА
Первые музыкальные направления, основу которых составляет рэп, появились сравнительно недавно. Они зародились в Соединённых Штатах в первой половине 70-х годов прошлого века в одном из самых неблагоприятных округов Нью-Йорка, на 90% заселённого выходцами из стран Африки и Латинской Америки, а именно в Южном Бронксе. Своеобразную быструю декламацию зарифмованного текста нью-йоркцам впервые представили на дискотеках ди-джеи с острова Ямайка. Жителям «чёрных кварталов» такой стиль исполнения пришёлся по душе и они его не только быстро подхватили, но и стали интенсивно развивать.
Несколько ранее дискотеки в США были только привилегией среднего зажиточного класса, простая молодежь не могла позволить себе купить дорогой билет в соответствующий клуб. Кроме того в стране в то время всё ещё имела место расовая дискриминация, и в такие заведения допускались люди только с белым цветом кожи. В связи с этим предприимчивые уроженцы с Ямайки стали организовывать свои танцевальные площадки, которые приобрели большую популярность у молодежи бедных районов Бронкса, а одним из первых инициативных диджеев был Кул Герк (настоящее имя Клайв Кэмпбелл). Важно отметить, что на подобных дискотеках особая роль отводилось человеку, которого называли МС (Master of Ceremonies – ведущий мероприятия). Он выступал как конферансье, то есть представлял диджеев, объявлял исполняемые композиции, которые звучали без остановок, а кроме того постоянно «разогревал» присутствующих. Именно в то время ямайские диск жокеи и познакомили американских МС с техникой зачитывания певучей декламации, и ведущие на танцполах стали называться Microphone Controller, Music Commentator, Microphone Commander. Вот они то, по сути являлись первыми рэперами, так как во время дискотек под музыкальное сопровождение зачитывали свои рифмованные тексты, обращённые к посетителям.
Этаким диджем стал Джозеф Саддлер, выступающий под сценическим именем Грэндмастер Флэш.
Он вместе со своей группой перехватил и усовершенствовал технику Кула, тем самым явившись зачинателем совершенно новой музыки, которая очень понравилась афроамериканцам. Они стали слагать рифмованные тексты, выходить на улицы и показывать горожанам своё умение, а кроме того устраивать между собой своеобразные словесные поединки – баттлы. Всё это делалось не для коммерческой выгоды, а ради удовольствия. Но всё же вскоре диджеи прямо во время дискотек стали записывать свои выступления на магнитофонные кассеты и продавать их, причём не только в Нью-Йорке, но и других городах Соединённых Штатов. Новый стиль исполнения быстро приобретал популярность, хотя необходимо отметить, что его продвижению также способствовали и любительские радиостанции, так называемое «чёрное радио», на котором крутили музыку, получившую признание у афроамериканского населения. Например, группа «Last Poets», выступающая против расовой сегрегации, записала два альбома, которые тогда являлись революционными в новом жанре и часто исполнялись в эфире.
группа «Last Poets»
В первую пору у стиля, основанного на рэпе, названия не было, тем не менее оно всё-таки появилось, а случилось это после того как вновь организовавшаяся группа из Энглвуда «The Sugarhill Gang» в 1979 году выпустила свой первый сингл под названием «Rapper’s Delight» (Восторг рэпэра).
Эта одинадцатиминутная композиция, имевшая необычайный успех, и познакомила американскую общественность с термином «хип-хоп» и соответственно с рэпом. Изначально такую своеобразную музыку восприняли как шутку и дальнейшего перспективного развития ей не пророчили.
Однако уже к середине 80-х годов музыка рэпа достигла такой же популярности, как рок, кантри и поп музыка, хотя всё равно продолжала занимать позиции жанра принадлежащего криминальному миру. Действительно среди разновидностей рэпа и сейчас есть так называемый ганста-реп, посвящённый преступной тематике, имеющий агрессивное звучание и напичканный нецензурным лексиконом. Без сомнения, такой рэп привлекал и привлекает внимание органов правопорядка. Между тем рэперы со временем всё чаще стали демонстрироваться в кино, на телеэкранах и страницах модных журналов, а коммерческие организации стали привлекать исполнителей жанра для рекламы различных товаров.
Помимо этого, в середине 90–х годов из-за знаменитой конфронтации между исполнителями Западного и Восточного побережья пристальное внимание рэпу стали уделять средства массовой информации. Противостояние было настолько серьёзным, что закончилось трагически: осенью 1996 года смертельно был ранен ведущий исполнитель Запада -Тупак Шакур,
Последний концерт Тупака Шакура 1996[/align]
а весной следующего года та же участь постигла лидера Востока, выступающего под псевдонимом The Notorious B.I.G. Такому соперничеству, завершившемуся очень мрачно, в прессе уделялось много внимания и это способствовало интенсивной популяризации жанра, да так, что композиции рэперов стали занимать верхние строчки хит-парадов.
Сегодня музыкальные стили и направления, в основе которых лежит рэп, находятся на вершине популярности. Зародившиеся когда-то в бедняцких кварталах Нью-Йорка ради развлечения простого люда, считающиеся музыкой гангстеров и бандитов, они теперь покоряют слушателей лучших мировых концертных залов, да и с коммерческой точки зрения считаются наиболее выгодными.
Удачи всем и всего наилучшего, и приятных выхожных!
- Подпись автора
quam duas manus auem in rubo!